Этапы исследования дипломного проекта.
В дипломном проекте исследование — это то, ради чего пишется вся работа. Рассмотрим основные этапы исследования в дипломной работе.
Подготовка к проведению исследования
Обычно исследования проводятся на преддипломной практике. Чтобы все прошло успешно совершить ряд действий:
- Самостоятельно выбрать тему диплома или получить ее у преподавателя. Определить цель и задачи диплома, а также предмет и объект исследования. Эти данные заносятся в задание к диплому, прописываются во введении.
- Нужно определить методы сбора данных. Выяснить, нужны ли дополнительные приспособления — видеоаппаратура, программное обеспечение, специальные приборы и прочее.
- Определить способ обработки и анализа полученных данных. Нужна ли техническая база или расчеты можно провести вручную. Будет ли сопровождать исследование чертеж, модель, графики, диаграммы и т.д.
- Определить место проведения исследования. Это может быть по месту работы или по распределению.
Сбор первичных данных
Обычно данный этап занимает до одного месяца. В течение этого времени следует:
- Собрать данные, используя выбранные методы (проводится наблюдение, опрос, лабораторный эксперимент, анализ документации).
- Систематизировать и задокументировать полученную информацию в виде блоков, таблиц, графиков, диаграмм.
Анализ полученной информации
На этом этапе, главная задача — сделать выводы о предмете и объекте исследования. Достичь поставленной цели, найти подтверждение гипотезы.
Анализ бывает:
- качественным;
- корреляционным (причинно-следственные связи);
- статистическим (изменения данных по отраслям, со временем или по другому признаку);
- регрессивным (основан на прогнозах и выявление закономерностей);
- математическим;
- специализированный метод, связанный с узкой специализацией.
Результаты и выводы входят в отчет о преддипломной практике, который станет частью второй главы дипломного проекта.
Сэкономьте время
на написании диплома
Оформление данных исследования
Когда исследование закончено, и все данные собраны и систематизированы, приходит черед оформления. Подписанный руководителем принимаемой организации отчет о преддипломной практике составляет первую часть. Этот документ содержит описание методов, которые были использованы в исследовании. Выводы на основании полученных данных. Подписанный документ сдается научному руководителю диплома.
Вторая часть — это систематизированные и проанализированные данные, оформленные в виде графиков, таблиц, базы данных и т.д.
Третьим документом выступает исследовательская глава выпускной квалификационной работы. Сдается на проверку руководителя, для коррекции.
Методы исследования в дипломной работе
Когда объект и предмет исследования четко определены, наступает выбор метода исследования. Основные требования, которым должны соответствовать методы:
- Объективность — данные, полученные в результате изысканий, абсолютно достоверны. Методы должны быть легко проверяемыми.
- Дополняемость — методы должны дополнять друг друга и расширять возможности исследования.
- Научность — методы на практике проверены авторитетными учеными, описаны в учебниках и учебных пособиях.
- Специфичность — некоторые методы уникальны для своей отрасли.
Не нужно ограничивать себя в количестве методов. Этих инструментов вам должно хватить для выполнения абсолютно всех поставленных задач.
Практические и теоретические методы
Поставленные перед студентом задачи, требуют применения теоретических методов (изучение теории, обработка существующей информации) и практических (собрать информацию в процессе исследования, проанализировать и сделать выводы).
К теоретическим методам можно отнести:
- Моделирование — создаем шаблоны, модели для использования на практике.
- Дедукция — движение от общего к частному, конкретизирует общие выводы на частные случаи.
- Индукция — метод, обратный дедукции.
- Теоретический синтез и анализ — изучаемый объект рассматривается по частям, а затем полученные данные объединяются в общее знание об объекте.
- Абстрагирование — позволяет выявить закономерности, вне зависимости от конкретных условий.
- Аналогия — сравнение известных данных о предмете с еще не изученными.
- Классификация — структурирует полученную информацию.
- Сравнение — анализ схожестей и отличий в данных об одном предмете от разных ученых.
Но для учащихся гораздо важнее эмпирические методы исследования. Благодаря им собирается новая информация об объекте исследования, выполняются задачи, поставленные перед студентом. В большинстве случаев используются следующие практические методы:
- Измерение — получение численных характеристик объекта (вес, размер, скорость, рост и т.д.).
- Эксперимент — создание искусственных условий, в которые помещается объект, проводятся исследования и фиксируются результаты. Для успеха нужна гарантия невмешательства случайных сторонних факторов.
- Опрос (анкетирование) — в основном используется в гуманитарных науках. Требуется список вопросов. Проводится как устно, так и письменно.
- Наблюдение — сбор данных проходит, основываясь на органах чувств человека по заранее продуманной схеме.
- Изучение документов, событий, продуктов деятельности — получение ранее неизвестной информации о предметах и их создателях.
- Методы математического анализа и статистики — выявление закономерностей в полученной информации, обобщение их. Строятся прогнозы. Формируются доказательства достоверности собранной информации.
Перечисление выбранных методов изысканий (эмпирических и теоретических) указывается во введении сразу после предмета и объекта исследования в дипломной работе. Обычно это делается в такой формулировке — В выпускной квалификационной работе были применены такие методы исследования: теоретические (идет перечисление), практические (перечисление), специальные (перечисление). Подробное описание использования практических методов раскрывается в первой части исследовательской главы.